О крестном знамении и поклонах
Крестное знамение - это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение - знак церковнославянск.) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребенка) Божественную Благодать Святого Духа.
В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питьем, протухала вода, "заряженная" колдунами, экстрасенсами или "бабками", успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и многое другое.
Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие и даровал это Оружие нам.
Однако должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно. О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Совершать крестное знамение положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони, см. рисунок.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы - Божественную и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу - для освящения нашего ума, к животу - для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам - для освящения наших телесных сил.
Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово "аминь" - означает: истинно, да будет так.
Поклоны - знак осознания нашей греховности и недостоинства перед Богом, они - знак нашего смирения, преклонения перед Ним.
Поклоны бывают поясные, когда мы наклоняемся до пояса, и земные, когда мы становимся на колени и касаемся головою и руками земли. В церкви существуют следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:
Креститься с поясным поклоном следует:
При входе в храм и при выходе из него — три раза.
После пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже» - по три раза.
Креститься с земным полоном следует на Литургии при выносе Святой чаши, при словах священника «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...» (в воскресные дни и в дни церковных праздников, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны не совершаются).
При этом следует учитывать, что в каждом храме существуют свои обычаи, связанные с поклонами во время богослужений, поэтому не стоит самовольно вставать на колени и произносить громкие восклицания, смущая верующих, однако если все молящиеся встают на колени - стоит к ним присоединиться.
Назад к списку