Свято-Георгиевский храм пос.Афипский -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О церковном этикете

Предлагаю Вашему вниманию выдержки из беседы протоиерея Максима Козлова о церковном этикете, которая прошла на радио " Радонеж" 23 апреля 2004 года:

Что касается обращения к священству, то по традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово "отец": отец Мефодий, отец Иоанн, отец Димитрий – и т.п. Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж "отче": отче Димитрие – впрочем, не в самой официальной обстановке, показывая, таким образом, своё знакомство со славянским языком.

В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться: Высокопреподобие! Ваше Высокопреподобие! К простым иереям и монахам обращение будет: Ваше преподобие! – и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском или пасхальном мы подпишем адрес: Его высокопреподобию, протоиерею Сергию; Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту. Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.

Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на "ты" между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на "ты", дети, конечно, говорят ему "папа", а не каким-то другим образом, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на "ты", без добавления слов "отче" или "батюшка" (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесёт и за приходским столом, и тогда, когда её обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.

Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.

Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение "отец" к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнётся богослужение? Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением? Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.

Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова "отец" утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: "Отец диакон…" - или так же, как к священнику, с добавлением имени: "Отец Павел…" Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: Отец диакон сказал мне… А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: Диакон Владимир сообщил… - или же так: Отец Павел только что ушёл по церковному послушанию.

Ещё одно обстоятельство на один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: "Здравствуйте, добрый день!" — или ещё каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слова: Благословите… Можно сказать: Добрый день, батюшка, благословите! - или: Простите, благословите… - или ещё короче: Благословите, отец Андрей!

Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: Доброе утро, батюшка, благословите! - или сейчас, когда, например, пасхальное время: Христос воскресе, отец Артемий, благословите! Именно младший по чину приветствует словами: "Христос воскресе!" - а старший отвечает словами: "Воистину воскресе!" (например, священник по отношению к мирянину) и преподаёт ему благословение.

Безусловно, мы знаем, что в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: "святой отец". Когда не знающий имени священника человек, подходит к нему с вопросом: "Святой отец, как у вас тут покреститься можно?" И сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви безусловно мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: "Святые отцы учат…" - или: "Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…" Но никак не по отношению к конкретному священнику!

Если Ваша встреча с клириком происходит в храме или вне храма, но когда ничто тому не препятствует (прим. моё: на форуме, в блоге и т.п. – в сети internet), то, конечно же, со словами приветствия уместно будет подойти к батюшке и взять благословение. При этом это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам, делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идёт в пиджаке или в рубашке, то и так можно подойти и взять у него благословение, ничуть не меньше оно от этого будет.

По традиции, принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит её к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. И это тоже принято делать. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил… - или ещё как-то себя представить. Или, например, так: У меня к вам срочное поручение от отца благочинного… (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.

Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: Здравствуйте! - но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, бывает номера неверно соединяются, то можно так обратиться: Алло, это отец Тимофей? И, после того, как получили подтверждение, сказать: Отче, благословите! Иначе, например, при сбое линии, можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: Простите и благословите! - и затем откланяться.

Кстати, нужно указать на распространенную ошибку людей малоцерковных — это накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя — креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на него никак нельзя!

zavet.ru


Назад к списку